"Основные 4 направления развития ребенка" - интегральные компоненты содержания дошкольного
образования:
v социально-личностное,
v познавательно-речевое,
v физическое,
v художественно-эстетическое развитие.
Содержание
дошкольного образования состоит из 10
образовательных областей.
"Образовательная область" -
структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая
адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
§ Здоровье,
§ Физическая культура,
§ Социализация,
§ Труд,
§ Безопасность,
§ Чтение художественной литературы,
§ Коммуникация,
§ Познание,
§ Музыка,
§ Художественное творчество.
Например,
область "Безопасность" уже в
течение многих лет реализуется в детских садах. "Художественное
творчество" объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности
детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование.
Образовательная область "Коммуникация" - это не только и не столько
развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае
развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются
не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее
современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная
область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой
образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические
задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ
взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ
дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных
областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.
(Основополагающий принцип - интеграции образовательных областей)
В
современной практике дошкольного образования методика проведения
интегрированных занятий достаточно разработана, и многие дошкольные учреждения
используют ее.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном
образовании с введением ФГТ?
Для системы дошкольного образования
установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный
государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только
ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи
образовательных областей.
Изменения такого рода предполагает
изменение подходов к организации воспитательно - образовательного процесса: в
данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы
образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме
организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая
деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает
очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми
людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая
важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи,
в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность
воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие
жесткой регламентации детской деятельности, учет поло ролевых особенностей
детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в
содержание программ необходимые изменения.
Занятия
в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не
могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть
приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны
решаться и в ходе режимных моментов, в
совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в
самостоятельной деятельности детей и в
совместной деятельности с семьей.
Вся
образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического
планирования.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды
деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного
возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие
художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
Специфика дошкольного образования, помимо
многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является,
по сути, процессом усвоения в других вида деятельности.
Схема развития любого вида деятельности
такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем
в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
ФГТ требуют от практиков решать
образовательные задачи в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослым
(в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности,
осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в
самостоятельной деятельности детей.
Выделены признаки совместной деятельности
взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы
организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного
размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований программы - построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми.
В
тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот
термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина
образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности
в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике
являлось занятие.
Конечно,
занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как
занимательное дело.
О.А.
Скоролупова и Н.В. Федина, разработчики
ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно
каждому виду деятельности:
Двигательная
· Подвижные дидактические игры
· Подвижные игры с правилами
· Игровые упражнения
· Соревнования
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Продуктивная
· Мастерская по изготовлению продуктов
детского творчества
· Реализация проектов
Коммуникативная
· Беседа ситуативный разговор
· Речевая ситуация
· Составление отгадывание загадок
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
· Совместные действия
· Дежурство
· Поручение
· Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
· Наблюдение
· Экскурсии
· Решение проблемных ситуаций
· Экспериментирование
· Коллекционирование
· Моделирование
· Реализация проекта
· Игры с правилами
Музыкально-художественная
· Слушание
· Исполнение
· Импровизация
· Экспериментирование
· Музыкально-дидактические игры
Чтение
художественной литературы
· Чтение
· Обсуждение
· Разучивание
Малоизученным
и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов
деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот
вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании
направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного
возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное,
качественное образование.
"Самостоятельная деятельность детей"
- одна из основных моделей организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста: 1)
свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и
позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность
воспитанников, направленная на решение
задач, связанных с интересами других
людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
"Совместная
деятельность взрослого и детей" - основная модель организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению
образовательных задач на одном
пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и
партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения
и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает
индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с
воспитанниками. Различают:
непосредственно
образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности
взрослого и детей;
совместную
деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на
решение образовательных задач;
совместную
деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и
направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
ЧТО изменилось с введением ФГТ?
- Это
и отмена учебной деятельности;
- Это
и обновление планирования (комплексно - тематический вид);
- Это
интеграция образовательных областей;
- Это
совершенствование мониторинга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий