ФГТ




     
"Федеральные государственные образовательные требования" - нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
 "Основные 4  направления развития ребенка" -  интегральные компоненты содержания дошкольного образования:
v социально-личностное,
v познавательно-речевое,
v физическое,
v художественно-эстетическое развитие.      
Содержание дошкольного образования  состоит из 10 образовательных областей.
 "Образовательная область" - структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные  в ФГТ:
§  Здоровье,
§  Физическая культура,
§  Социализация,
§  Труд,
§  Безопасность,
§  Чтение художественной литературы,
§  Коммуникация,
§  Познание,
§  Музыка,
§  Художественное творчество.
Например, область "Безопасность" уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. "Художественное творчество" объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область "Коммуникация" - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
      В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
   ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (Основополагающий принцип - интеграции образовательных областей)
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана, и многие дошкольные учреждения используют ее.
     Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
     Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
     Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно - образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
     Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
     Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
     Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет поло ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
  В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
     Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности.
    Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
     ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
     Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
    Одно из требований программы -  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот  термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
О.А. Скоролупова и Н.В. Федина,  разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная
·       Подвижные дидактические игры
·       Подвижные игры с правилами
·       Игровые упражнения
·       Соревнования
Анимация Дети
Игровая
·       Сюжетные игры
·       Игры с правилами
Продуктивная
·       Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
·       Реализация проектов
Коммуникативная
·       Беседа ситуативный разговор
·       Речевая ситуация
·       Составление отгадывание загадок
·       Сюжетные игры
·       Игры с правилами
Анимация Дети
Трудовая
·       Совместные действия
·       Дежурство
·       Поручение
·       Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
·       Наблюдение
·       Экскурсии
·       Решение проблемных ситуаций
·       Экспериментирование
·       Коллекционирование
·       Моделирование
·       Реализация проекта
·       Игры с правилами
Музыкально-художественная
·       Слушание
·       Исполнение
·       Импровизация
·       Экспериментирование
·       Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
·       Чтение
·       Обсуждение
·       Разучивание


Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
  Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
 "Самостоятельная деятельность детей" - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:              1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;               2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
"Совместная деятельность взрослого и детей" - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
 ЧТО изменилось с введением ФГТ?
- Это и отмена учебной деятельности;
- Это и обновление планирования (комплексно - тематический вид);
- Это интеграция образовательных областей;
- Это совершенствование мониторинга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий